Главная » Статьи » СМИ о библиотеке

Мастерица из округа Светлана Синельникова –призёр регионального этапа конкурса «Славим человека труда!»

Источник : http://golvestnik.ru

Она участвовала в номинации «Народные художественные промыслы». Затем в числе десяти лучших мастеров и ремесленников представляла Тюменскую область на федеральном конкурсе в Екатеринбурге. Была среди участников самым молодым мастером народных промыслов.

От идеи до воплощения

У других конкурсантов за плечами многие годы мастерства, персональные выставки. А Светлана занимается берестяным делом только три года, но уже участвует со своими работами на Шарохинском фестивале, проводит мастер-классы в центральной библиотеке и на сельских праздниках. Организовала кружок, где обучает детей плести из берес­ты. В этом году её кружковцы приняли участие в окружном онлайн-конкурсе «Город мастеров». Берес­тяные изделия Светланы – туески, короба, шкатулки – изумляют и приводят в восторг.


– Идея плести из берес­ты пришла спонтанно, причём зимой, – говорит Светлана. – Очень захотелось попробовать что-то новое. Как всегда, поделилась задумкой с мужем – он меня понимает и поддерживает. «Где мы сейчас возьмём берес­ту?!» – очень удивился Лёша, но с дров мне кору снял. Я её потом использовала для изготовления подвесных ангелочков. Муж тоже загорелся берес­тяным промыслом – вместе начали искать книги, изучать техники в интернете. Оказалось, бересту надо заготавливать поздней весной. Наша береста не подходит для изготовления многих изделий – берёза сучковатая, с трещинами и наростами. Хотя мне природный нарост на коре очень нравится, и на туесах выглядит классно. Но тиснение или плетение уже не нанесёшь. Мы зачастую договариваемся с лесорубами в Увате, на Севере – они нам оставляют бересту. И на востоке, за Омском, много мастеров-берестянщиков, которые зарабатывают этим ремеслом на жизнь.

Изготовить шаркунок – целое искусство

Когда Светлане предложили участвовать в конкурсе со своими берестяными изделиями, она немного растерялась. Одно дело – мастерить для души, для себя, для знакомых в подарок. Совсем другое – выполнить конкурсное задание перед профессиональным жюри. А задание было сотворить берестяную игрушку. Обзвонила все музеи, расспросила. Выяснилось, что на юге Тюменской области берестяной промысел не особо распространён. Пришлось искать в книгах, в интернет-источниках. И решила на конкурсе в Тобольске сделать традиционную погремушку-шаркунок, в Екатеринбурге – шаркунок-грызунок. Конкурсные игрушки так и остались в музеях Тобольска и Екатеринбурга.

Шаркунки мастерицы поражают. Коробочка на палочке, в которой гремят зёрна риса или гороха, изготовлена удивительно красиво и прочно, чтобы ребёнок не разгрыз и чтобы полоски бересты не раскрылись. И как ей только удаётся такое!

– Береста держит сама себя, – объясняет мастерица. – Оба шаркунка я варила на конкурсе в кипятке – это традиционный, старинный способ. Береста варится – детали зажимаются друг с другом, скручиваются. И всё.

Больше всего хотела Светлана, чтобы береста «доварилась», не торчали у погремушки «ушки», не деформировались уголки. Во время конкурса Света обратила внимание, что заготовленные ленты плохо скручиваются. Чтобы закрепить заготовку, мастер натянула на шаркунок резиновые перчатки – то, что оказалось под рукой. Своеобразное ноу-хау в работе. Члены жюри оценивали не только традиционность и простоту народной игрушки, но и качество исполнения, соблюдение техники безопасности.

– Спасибо организаторам, что пригласили меня на федеральный этап конкурса. Призёром я не стала, но это дополнительный опыт, школа мастерства. Я познакомилась со многими берестянщиками из разных регионов страны, работы которых уже заочно знала.

Семьёй постигают тонкости промысла

Каждый раз берестяной промысел открывается неожиданными сторонами и загадками, вдохновляет и не перестаёт удивлять. За годы увлечения Светлана и Алексей Синельниковы узнали многие тонкости производства, без труда определяют направленность берестяного полотна, пластичность и гибкость. Они изучили про бересту почти всё: в какое время заготавливать, чтобы материал был мягким и податливым, как снимать, чтобы не навредить дереву. Алексей в их семейном тандеме не просто помощник, он и сам мастер. Светлана считает, что берестяной промысел изначально мужской: он требует силы и сноровки, чтобы из бесформенного куска сделать произведение искусства. Со временем Алексей научился снимать со спиленного бревна сколотень для туесов – цельный кусок бересты, снятый «чулком», без шва. Большинство инструментов для работы с берестой муж сделал сам – пробойники, ножи, чеканы. Первую кружку – тоже он. Кружка хранится в доме, как реликвия. Крышки для туесов выпиливает, освоил технику изготовления больших сундучков. Светлана занимается их украшением. В доме Синельниковых сундуки для женских мелочей – украшений, лент, бижутерии – есть у Светланы и дочери Лизы. И Лиза, в свою очередь, тоже активно помогает родителям. На всех сельских праздниках Синельниковы всегда вмес­те. Сейчас дочь – студентка ТюмГУ, но, как только приезжает домой, окунается в семейную творчес­кую среду.

Жизнь и творчество в родном селе

Светлана и Алексей родились и выросли на Среднечирковской территории. Когда поженились, Алексей уже отслужил в армии, а Свете едва исполнилось 18.

– Поначалу, – говорит она, – было желание уехать. Не было здесь работы, мы оба без образования. Потом родилась Лиза, здесь пошла в школу. И всё как-то устроилось в жизни.

Категория: СМИ о библиотеке | Добавил: cbs72-cpi1 (02.10.2020)
Просмотров: 320
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]